Армения: Дорога на Карабах, Хор Вирап, Нораванк, Арени, Татев

Ранним утром хватаем наших армянских друзей и берем курс на Арарат по дороге, которая ближе к границе с Турцией (есть и другая дорога, которая проходит вокруг Севана). С этой дороги отовсюду виден Арарат. Вид потрясающий. Раньше я прикалывался над странной любовью армян к Арарату, теперь я их начинаю понимать.

Проспект в Ереване указывал верное направление движения на Арарат:

Сейчас вокруг Еревана идет прокладка новых дорог. Скоро здесь будет 110, а пока выезжаем из города не быстро, объезжая оранжевые конусы и пропуская вперед особо торопливых. Это была самая скучная часть пути.

Через час после выезда достигаем первого пункта — монастыря Хор Вирап. Здесь монастыре 15 лет сидел в подземной темнице Григорий Просветитель, куда мы планируем спуститься и посмотреть, каково ему там было. Чтобы подъехать к Хор Вирапу нужно свернуть с трассы. Указатель я не заметил, повернул по навигатору (в Армении я сверял показания навигатора и указатели, так как иногда Яндекс уводил не туда).

Жутко хотелось спать (накануне я отравился салатом из магазина). Спускаемся в темницу:

Не представляю, как тут можно было просидеть 15 лет. Место тяжелое и темное, спуск вниз узкий и неуютный. Внутри нависает тяжелый потолок, камера заполнена густым и сырым воздухом с запахом влажного камня.

Выбравшись из тюрьмы мы осматривали окрестности Хор Вирапа. С монастыря Арарат как на ладони, совсем недалеко видно турецкую границу.

Вокруг, как обычно, никого.

Дорога дальше становилась все хуже и хуже, от обгоняющих машин летели камни и пыль. Местами я уворачивался от выбоин и камней. Бампер мутнел буквально на глазах и по приезду в Москву я его перекрасил.

Виды, открывающиеся с дороги, полностью компенсировали ее качество. Мы часто делали фото-остановки среди полей мака.

Проложенный заранее маршрут предполагал посещение винзавода Арени, расположенного в часе езды от Хор Вирапа. Хорошо, что я почти не пью, ведь в Армении куда не возьми курс — обязательно упрешься то в коньячный, то в винный завод. Или просто угостят местной самогонкой. А за рулем я один.

Нам провели экскурсию по производству. В отличие от коньячного завода здесь запах приятнее, пахнет вином и бочками.

После экскурсии нас пригласили на дегустацию. Нам подали несколько разновидностей вина и разных сортов сыра. По мировому соглашению сыр почти весь достался мне, так как вино водителю не положено. Однако армянские законы позволяют попробовать несколько грамм вина. Я попробовал на вкус. С собой мы купили пару бутылок.

Возле Арени мне удалось прикупить пару пакетов отличного местного чабреца.

Дальше наш путь лежал на монастырь Нораванк. За 50 минут достигаем цели — к 10 утра мы уже на месте.

Мы зашли только в церковь Сурб Аствацацин — Святой Богоматери. Вот она на фото:

Внутри многих армянских церквей расположены могилы, прикрытые расписанными надгробиями. Здесь не считается неприличным наступать на могилу.

Нораванку уже 800 лет. Полторы сотни лет назад здесь отметились наши.

В этот день выяснилось, что в Армении могут накормить дерьмом. Одна из придорожных забегаловок, которых на пути не так уж и много, не оставила выбора. Заказали плов, мясо в котором оказалось не свежим. Впрочем, лепешки были весьма ничего.

Жара усиливалась. На нашем пути нас ожидал Татев — Татевский монастырь и знаменитая канатная дорога через живописную долину. К монастырю можно попасть двумя путями — по канатной дороге и через ущелье на авто.

Изначально у нас была идея доехать до Татева на машине, бросить ее там, прокатиться туда и обратно на канатке, снова сесть на авто и ехать дальше.

Большая часть дороги через ущелье не имеет асфальта, попадается много ям и острых камней. Доехав почти до середины подъема к Татеву, я принял решение вернуться назад и припарковаться у канатной дороги. Билеты в оба конца канатной дороги стоили 10000 драм на человека на июнь 2015 года.

На мой взгляд поездка в кабинке через ущелье несколько интереснее самого монастыря. Возможно потому, что мы уже насмотрелись церквей по пути. Однако в самом Татеве есть интересный музей, а на территории можно купить всяких армянских вкусностей.

Виды из кабинки такие:

А кабинка такая:

Армения хороша в мае и июне. Даже сейчас, в самом начале лета стоит испепеляющая жара. Еще немного времени и вся зелень выгорит, пейзажи станут похожи на Крым в середине лета.

Добравшись до противоположной стороны мы решили навестить знакомую, которая держит небольшое кафе рядом с монастырем. Здесь мы наелись, отведали только что приготовленную выпечку и выпили отличного армянского кофе! Обед был прекрасен. Хозяйку зовут Анна.

Кафе расположено недалеко от выхода с канатной дороги (она кстати называется «Крылья Татева»). Выглядит оно вот так:

Это не пиар, там на самом деле очень вкусно и уютно. Посещение обязательно.

Монастырь основан 1100 лет назад — кажется, около 900 года нашей эры. Он был интеллектуальным центром. Здесь же давили масло, были школы искусств. По легенде один из строителей Татева бросился в ущелье с просьбой к Богу дать ему крылья. Крылья выросли и мастер скрылся в неизвестном направлении.

На территории находится несколько церквей. Перечислять их названия не вижу смысла, да и не помню я их. Интереснее всего узнавать все на месте, находясь в контексте. Совершенно точно не обошлось без Григория Просветителя. Здесь он почитается почти везде.

Около 19-00 покидаем Татев выезжаем на Карабах. В 21-00 въезжаем в Шуши, где нас уже ждет Саро — заочный знакомый, который приютит нас следующие пару ночей.

Экскурсионный переезд в Нагорный Карабах

Общее время: 1 день
Время за рулем: 7 часов
Расстояние: 380 км

Места:
1. Монастырь «Хор Вирап»
2. Винный завор «Арени»
3. Монастырь «Нораванк»
4. Татевский монастырь и канатная дорога «Крылья Татева»