Кавказ — Эльбрус

Это путешествие планировалось давно. Наконец-то появилась новенькая Октавия и задуманная поездка стала принимать реальные очертания. Первой итерацией стала поездка в Приэльбрусье в августе 2014 года. Тот заезд описывать не буду, так как он был пробный и разведочный, а в этот раз проложенный в прошлом маршрут стал частью большого кавказского путешествия, которое происходило с 30 мая по 15 июня. Общий пробег составил 6800 км.

Итак, машина проверена, сделано ТО-2, установлен датчик ГПС, багажник заполнен едой и вещами. Выезжаем из Москвы в 9-30 утра 30 мая, берем курс по М4 на Ростов. Там будет первая ночевка. М4 радует ровным дорожным покрытием и возможностью хотя бы местами ехать 150 км/ч. Заливаю полный бак 98-го (заметил, что расход 98 получается несколько меньше, чем 95-го, да и едет машина немного бодрее).

Бездонный багажник Октавии вместил необходимые в дороге вещи в двух чемоданах, а также аварийный набор: палатку, коврики, спальники, газовую плитку и несколько резервных баллонов. Туда же были положены 12 бутылок Новотерской минералки (ее состав оптимален для утоления жажды и поддержания водно-солевого баланса), десяток маленьких банок энергетика и кофе. Охлаждаемый перчаточный ящик заполнился бутербродами, орехами и всякими яствами в дорогу.

Помимо теплой одежды и запасной пары обуви, крайне важно было не забыть крем от загара высшей степени защиты и солнечные очки с максимальным затемнением. Горное июньское солнце прожигает кожу даже сквозь волосы на голове.

Хотя поездка будет проходить по вполне цивилизованным местам на всякий случай были припасены антибиотики (ципрофлоксацин, азитромицин), таблетки от жара и головной боли (парацетамол, ибупрофен и найз), а также уголь и полифепан, который пригодится в Армении. Остальное есть в автомобильной аптечке.

Для интернета использовался тариф МТС + ТВ. За 400 рублей предлагается 4 Гб ЛТЕ-интернета и безлимитный просмотр сотни ТВ-каналов. И никакого роуминга по России. Прием в основном уверенный, но на некоторых участках сеть все же пропадает. Кроме того, на скорости выше 130 км/ч замечены перебои со связью.

В качестве навигатора использовался Яндекс-навигатор и айпад мини. Глюков не было.

Лобовое и боковые стекла были обработаны антидождем «Аквапель». Стекло легко очищается от насекомых, а в дождь дворники не нужны при скорости выше 70 км/ч.

Диски — 16-е, резина заводская — 205/55/16 Мишлен Энерджи Сейвер (на мой взгляд немного шумновата для длительных переездов).

Конечно, уровень покрытия М4 позволяет ехать быстрее, чем ограничено знаками. Я использую народную карту и навигатор заранее сообщает о камерах, причем даже о временных, поэтому ни одного штрафа так и не пришло. Вторая часть пути на Эльбрус — трасса М29 «Кавказ» все еще реконструируется и есть участки с новым покрытием, но временными знаками 60.

Ростовская трасса не особо баловала наличием ГИБДД. Но после Ростова гаишники Краснодарского края и республик Северного Кавказа становятся опасны для кошелька.

На всем протяжении путешествия в пробках стоять так и не пришлось. Либо мы удачно проскочили, либо в это время пробок мало. Небольшие заторы на 10-15 минут не в счет, один случился в Пятигорске (трасса проходит через рынок), другой — на каком-то ремонтируемом участке М29 «Кавказ». Задержки на границе в счет пробок я не записываю.

Первые километры пролетают незаметно, делаем 15 минут паузу, кушаем, снова вперед. Едем по платным участкам: так быстрее. Хочется оказаться в Ростове часов до 9 вечера, чтобы встать пораньше и оказаться засветло у подножия Эльбруса. По дороге в на Букинг.ком бронируем какую-то гостиницу за 1500 руб. Завтрак оказался включен в стоимость. Ростов мы покинули в 8-30 утра.

Оказалось, что после Ростова 98-й стал в дефиците. Надо заметить, что в прошлый раз в этой районе был залит 95-й на пол бака. К счастью, что только на половину. Машина потеряла динамику и вырос расход, хотя других недобрых знаков выявлено не было. Следующая заправка исправила ситуацию.

Покушав в Армавире, миновав проездом Невинномысск, Пятигорск, Минводы после кругового перекрестка въезжаем в Баксанское ущелье, которое приведет нас к подножию двуглавого вулкана Эльбрус. Это прекрасная и живописная дорога, езда по которой приносит огромное удовольствие: ехать хочется не быстро и делать остановку каждые пару сотен метров.

Перед поворотом на Баксанское ущелье на обочине можно купить мед. Им торгуют местные пчеловоды, которые располагаются на склонах гор, где их пчелы собирают, надо сказать, лучший в мире мед. Особо вкусен мед из местного молочая: двухлитровая банка употреблялась бесконтрольно до тех пор, пока я не покрылся пятнами.
Привозной хлопковый мед оказался самым необычным. По консистенции он похож на сливочный крем, а во вкусе играют сливочные нотки. На обратном пути мы затарились медом на год вперед.

Въезд в Баксанское ущелье выглядел угрожающе, но пока мы до него доехали погода сменилась на очень доброжелательную.

Если бы смотреть не только на дорогу! Сотня километров живописнейшей трассы: виды на реку, стада коров, завораживающие своим величием горы в снежных шапках… Но и водителю открывается неплохой вид:

Дорога на Терскол проходит через калейдоскоп названий городов: Тырныауз, Нейтрино, Эльбрус.

Забронировав гостиницу на букинге, около 17-30 въезжаем в Терскол — поселок у подножия Эльбруса, где мы будем базироваться следующие 2-3 дня. За гостиницу уже не переживаем, заезжаем в ресторан «Рахат». Вот где рай для чревоугодия! Отведав шурпы и хычинов с сыром можно расслабиться. Для желающих совместить еду с рыбалкой на территории ресторана есть небольшая заводь с проточной речной водой, где водится форель. Взяв удочку у персонала ресторана, форель можно поймать и из нее будет приготовлено любое блюдо.

На фото: хычины с сыром — 60 руб, шурпа — 170 руб, чай — 150 руб.

Терскол расположен на высоте около 2500 метров. Однако с непривычки нехватка воздуха немного ощущается: поднявшись в гостинице на второй этаж появилась небольшая одышка. Но это компенсируется крепким сном в этом месте. Просыпаешься свежим и полным сил.

Ночью в июне в Терсколе еще очень свежо: наверное, температура была около нуля. Днем тепло, можно ходить в одной майке и шортах.

Завожу машину, чтобы проехать несколько километров до Поляны Нарзанов. За ночь двигатель остыл совсем немного, через минуту стрелка показала температуру 90 градусов. Выезжаем на поляну, по пути сделав остановку на берегу бурной горной речки.

Терскол истекает нарзанами! Есть газированные воды, есть и обычные. Натуральный нарзан по вкусу не очень, сильно ощущается вкус железа и быстро появляется минеральный осадок, если набрать воду в бутылку. Сами источники выглядят весьма живописно, походя на небольшие вулканы из-за выпадающего в осадок окисла железа, по-простому говоря — ржавчины. Однако организм хочет пользы, кровяные тельца — железа, нужно утолить жажду:

Весна в Приэльбрусье приходит поздно, но быстро. Она пробивается сквозь снега и лавины, жизнь торжествует, поваленная, поломанная и торчащая из-под остатков лавины береза не сдается:

Самое лучшее время в Приэльбрусье — это июль и август. Снега остаются лишь на вершинах, ночи свежие, но не холодные, а небо чистое и звездное. О ночах в горах много написано, я ограничусь лишь одной фотографией, снятой с камеры, положенной на капот Октавии. Фото не обрабатывалось.

На следующий день нужно отдать почтение его величеству Эльбрусу. Доезжаем на машине до поляны Азау, берем билет на канатку. Туда и обратно с человека берут 800 рублей. Канатная дорога состоит из двух очередей. Первая очередь — это кабинки, откуда открывается шикарный вид на Баксанское ущелье.

Показались белоснежные головы Его Величества:

Дышать становится тяжелее. На этой высоте (более 3300 метров) к разреженному воздуху нужно привыкать. Резкие движения вызывают небольшое головокружение, но голова становится очень ясной и свежей. Интересно, что будет, если пробежаться: благо, есть повод. Нахожу отличный вид на ущелье, но туда уже направились конкуренты, нужен небольшой спринт. Горы не то место, чтобы носиться с непривычки вдоль обрыва. Так и есть: в глазах темнеет, понимаешь, что ты житель равнины. Делаю снимок, нужно отдышаться.

Минут через дышать становится легче, можно идти на следующий уровень: к снегам, ближе к небу! Садимся на следующую канатку. Она интереснее, сидишь, свесив ноги вниз. Виды открываются потрясающие воображение: прозрачный разреженный воздух усиливает краски, цвет неба переходит от светло-голубого у горизонта к пронзительному космическо-синему в зените. Пики гор смотрят прямо в космос. Организм привыкает, в глазах больше не темнеет. А вот уже и снег:

Да, без снаряжения по глубокому снегу не пройти. За 2000 рублей нас соглашаются доставить на снегоходе на высоту более 4000 метров к Приюту 11.

А вот и туристы:

В этот момент приходит мысль забраться на саму вершину. Но это уже в следующий раз, это будет специальная поездка со снаряжением. К тому же нужно физически подготовиться.

Доехав до скал, окинув взглядом окрестности, приходит ощущение, словно величие и сила этих мест проникает в тебя, в груди сжимается ком и хочется расширить свое сознание, выйти за свои пределы.

Здесь можно часами наслаждаться текстурами ледников, игрой света и теней на поверхности снега. Трещины ледника приоткрывают голубого цвета лед, который тысячелетия копил в себе кислород и теперь, будучи в плену льда, он словно отражает небо.

Но уже пора вниз. Сделав несколько снимков на свой Кенон пора садиться на канатку. Здесь понимаешь, что означает «звенящая тишина». Ее нарушает только легкое поскрипывание тросов на опорах канатной дороги.

Быстро спускаться с большой высоты нельзя, чтобы не словить горняшку и решено сделать небольшую паузу на Кругозоре (около 3000 метров), в кафе между канатками. Внутри расположен большой очаг, возле которого можно погреться.

Здесь же заказали плов и шашлык из баранины. Еда оказалась невкусной: мясо жилистое и жесткое. Но на голодный желудок даже такой перекус оказался весьма кстати.

Кругозор вполне оправдывает свое название: с западной части поляны открывается вид на водопад, который грозным ревом оглашает окрестности. Тающие ледники дают начало множеству ручьев, они собираются в бурлящие и быстрые потоки, бурной рекой проходящие мимо Терскола.

Погуляв, садимся в кабинку и спускаемся вниз на Азау. Мозг перегружен, он не успевает раскладывать увиденное по уголкам памяти. В эту поездку на Азау мы уже не вернемся, поэтому навещаем местный рынок, где покупаем сладости, разные варенья из местной флоры.

В самом низу замечаю, что голова раскалывается пульсирующей болью. На Кругозоре я уже принял 800 мг парацетамола, но этого оказалось мало. Все-таки перепад высот сказался на непривычном организме. Догоняюсь еще одной таблеткой и спустя 20 минут становится легче. Уставшие, но счастливые, добираемся до гостиницы и без задних ног уходим в отключку.

Поездка на Эльбрус

Время в пути до Эльбруса из Москвы: 2 полных дня
Экскурсия на Эльбрус из Терскола: 1 полный день
Расстояние от Терскола до Эльбруса (Азау): 4 км
Расстояние от Терскола до Поляны Нарзанов: 4 км

Места:
1. Терскол
2. Азау
3. Кругозор
4. Приют 11
5. Поляна Нарзанов

Взять с собой на Эльбрус:
1. Непромокаемые кроссовки. Снег в это время мягкий и сырой, можно сильно промокнуть.
2. Крем от загара максимальной степени защиты. Обязательно намазать все открытые части тела, включая лицо.
3. Головной убор.
4. Солнечные очки с максимальной степенью затемнения.
5. Теплую куртку или свитер. Выше 3500 метров будет холодно.
6. Таблетки от головной боли или горной болезни, у кого проблемы с давлением — необходимые лекарства.

Приэльбрусье
Грузия и Армения
Армения: Севан и Дилижан
Армения: Гарни и Гегард
Армения: Ереван
Армения: Арагац (Бюракан)
Дорога на Карабах, Хор Вирап, Нораванк, Арени, Татев
Нагорный Карабах
Нагорный Карабах, Амарас, Гандзасар, Тох, Зонтики