Кавказ: Грузия и Армения

После прохождения границы первым поселением, на которое мы обратили внимание, стала Степанцминда. Это небольшой и уютный город, рядом с которым на горе расположена Троицкая церковь в поселке Гергети, знаменитая тем, что сюда идет множество паломников. Многие приходили сюда пешком из Ростова и Волгограда. Говорят, что один родитель на руках из Ростова принес слепого ребенка, веря в исцеление. Чем закончилась эта история мне не известно.

Военно-грузинская дорога прекрасна. Река Терек, которая в Грузии перестает быть Тереком и называется как-то по-другому, сопровождает нас добрую часть пути.

В Степанцминде заметил, что датчик ГПС перестал работать. Я забыл включить роуминг в сим-карте трекера, поэтому дальше границы с Грузией трек записывался с перебоями.

После границы дорога поднимается все выше и выше, на вершине перевала местами еще лежит снег. На встречной полосе попадается гужевой транспорт, который гуляет сам по себе.

Заметив с перевала красивую смотровую решаем сделать остановку. Смотровая расположена очень удачно, с нее открывается красивый вид на перевал и ущелье.

Изначально в планах была ночевка в Грузии. Решаем доехать до Тбилиси и там уже определиться как быть дальше. Но происходит неприятный случай на заправке (залили 2-3 литра вместо купленных 15-ти). Мы обиделись и взяли курс прямо на Ереван.

Стоимость бензина в пересчете на рубли была около 55 рублей за литр премиума, то есть 95-го.

Дороги Грузии поразили своей непредсказуемостью. Вроде бы идеальная трасса, можно держать 120 км/ч. Но иногда, очень вдруг, может попасться глубокая яма с острыми краями. Ничего не предвещало появление такого сюрприза на пути в Ереван. Поздно увидев яму, бью по тормозам, одновременно уводя машину в сторону. Все же задеваю край ямы колесом. Не быстро еду метров 400. Вроде пронесло — руль не дрожит, колесо не спустило. Останавливаюсь, осматриваю машину, не нахожу признаков повреждения. Теперь двойное внимание на дорогу: сколько еще я избежал таких ям — не сосчитать.

Отдельно отмечу то, что в Грузии говорят по-русски. Местные жители указывали путь на Ереван, но по странному стечению обстоятельств все дороги ведут в Тбилиси. То ли Тбилиси размером с Грузию, то ли я неверно интерпретировал указатели. Впрочем с помощью полицейского и таксиста выходим на Садахло — пограничный населенный пункт, где таможня работает круглосуточно. Можно не торопиться и насладиться видами утопающей в свежей июньской зелени Грузии.

С таким результатом подъезжаем к пограничному пункту, миновав перевал и поплутав в поисках дороги на Ереван:

Грузинская таможня была пройдена так же быстро. Самое интересное началось на армянской таможне. Нужно было оформить ввоз машины — в Армении эта услуга платная. Я встал в конец очереди, но внезапно очередь расступилась и таможенный брокер подозвал меня к себе. «Ты гость», -говорит, «проходи без очереди, не задерживайся».

Спустя 30 минут мы были уже в Армении.

За въезд нужно заплатить 2000 драм за услуги и 12000 драм за ввоз на 15 дней. Кроме того, нужно купить ОСАГО на срок пребывания за 3500 драм. Курс драма на момент въезда был 8,7 драм за рубль. Итого в рублях вышло чуть более 2000 рублей за въезд.

Слегка злой на обманувшего заправщика хочу доехать сегодня до Еревана. Звоню старому и доброму Другу Арамаису, с которым ранее познакомились в Москве. Он был обеспокоен нашим движением по предстоящему серпантину. Было уже темно, ситуация усугублялась грозой и проливным дождем. По настойчивому требованию Арамаиса я связываюсь с его братом, работающим в отеле «Туфенкян», расположенным за городом Алаверди в селении Дзорагет.

Он встретил на нас дороге и помог поселиться в отличном номере гостиницы. Дорогой друг Аско, спасибо тебе за эту ночевку!

Утром за завтраком открылся такой вид из гостиницы:

Воздух был свеж и наполнен ароматами горных трав. Как хорошо, что мы не поехали на рогах в Ереван. Ночевка в этом месте оказалась очень кстати, отдохнувшие, мы были намного более восприимчивы к предстоящему употреблению свежих впечатлений в этот день.

Выехав часов в 11 утра за час-полтора миновали крутой серпантин и въехали на ярко-зеленые перепады высот Лорийской области.

Армянские ПДД строже, чем в Грузии. Здесь разумным оказалось зацепиться за местного и в точности следовать его скоростному режиму. В Армении бесплатно можно превысить скорость лишь на 10 км/ч, а во многих городах стоит ограничение 40. Но половину знаков просто не замечаешь, сознание перегружается сменяющимися пейзажами и ярким солнцем. Половина мозга занята активным круиз-контролем, вторая разгребает непрерывно загружаемые яркие образы.

На обочинах продают какие-то странные веревки, сплетенные из свежей травы. Как потом объяснили местные это для приготовления блюда, название которого я не помню. Ближе к Еревану раскинулись ярко-красными островами маковые поля.

С очередного подъема дороги открывается вид на раскинувшийся в долине Ереван. Над городом стояла дымка, полностью скрывшая Арарат. Не спеша въезжаем в город. Подъезд к Еревану реконструируется, судя по покрытию это будет скоростная трасса с ограничением 110. А пока что приходится плестись 50 км/ч, но я не против: интересно разглядеть подробности местной жизни.

Ереван — красивый город. Основной цвет строений — темно-розоватый, здания сложены или облицованы добываемым где-то здесь розовым туфом. Здесь он в избытке. Арарат представляет собой стратовулкан, за миллионы лет заполнивший долины пористой магмой, которая теперь используется как строительный материал.

Начинаю присматриваться к заправкам. Хотя от заправки во Владикавказе осталось немногим более половины бака, нужно заправиться. Если бензин окажется плохим, он хотя бы будет разбавлен хорошим из России. Проблемы с машиной нам ни к чему: впереди Нагорный Карабах и большой экскурсионный тур по Армении. Опасения оказались напрасны: странного вида заправки продают вполне хороший бензин. За литр премиума — 95-го брали 440-450 драм или примерно 52 рубля.

Помимо бензина Ереван приятно удивил дорогами. Почти везде хороший и ровный асфальт. Водят в Армении достаточно аккуратно, движение не быстрое. Сказываются большие штрафы и фото-видео фиксация нарушений.

Встречаемся с Арамаисом! Долгожданную встречу отметили черешней и чаем. Арамаис — удивительно коммуникабельный человек. Очень быстро помог найти жилье: в центре Еревана на улице Арама расположилась новостройка, где мы сняли квартиру со всеми удобствами. Изначально хозяин квартиры хотел 80 долларов за ночь, но мой друг сбил цену до 32-х. Нам подходит, не теряя времени заселяемся.

На вечер запланировали распитие вина на Каскаде. Миновав несколько разных и уютных кафешек, добрались до Каскада. Оттуда раскрылся широкий вид на ночной Ереван.

Накануне вечером припаркованная под тутовником Октавия к утру оказалась покрыта слоем шелковичного сиропа. Дворники прилипли к стеклу, к машине можно подойти только пройдясь по слою ягод. Дерево оказалось на редкость гадливым. Липкая, измазанная ягодами и припорошенная ереванской пылью Октавия требовала пенный и обильный душ.

Солнечный и жаркий Ереван, утопающий в зелени платанов и шелковицы, оказался очень приветливым городом. По дороге на мойку наконец-то открылся вид на Арарат.

Яндекс-навигатор в Ереване работает вполне сносно, правда не всегда верно показывает левый поворот. После мойки, заехав за Арамаисом и его женой Каринэ, приняли совместное решение прокатиться в Дилижан.

Дорога до Армении и Ереван

Время в пути от Терскола до ночевки в Дзорагете: 13 часов с учетом прохождения таможни
Расстояние: 570 км
Экскурсия по Еревану: 4 часа

Места:
1. Отель «Аван Дзорагет» в г. Дзорагет
1. Сквер Каскад

Взять с собой:
1. Головной убор.
2. Солнечные очки (летом в Ереване солнечно и жарко).

Примечание:
В Ереван можно ехать с рублями. Поменять легко в любом обменнике.

Эльбрус
Приэльбрусье
Армения: Севан и Дилижан
Армения: Гарни и Гегард
Армения: Ереван
Армения: Арагац (Бюракан)
Дорога на Карабах, Хор Вирап, Нораванк, Арени, Татев
Нагорный Карабах
Нагорный Карабах, Амарас, Гандзасар, Тох, Зонтики