Кавказ — Приэльбрусье

Проснувшись с неожиданно свежей головой понимаешь, что пятая точка требует еще приключений, а живот — топлива. Заказанный еще с вечера завтрак из манной каши, бутербродов и чая оказался весьма сытным.

Хозяйка гостиницы рекомендовала сходить на водопад «Девичьи косы». Первоначально я думал поехать туда на машине, но, добравшись до первого поворота грунтового серпантина, решил сдать назад и припарковал машину возле мечети. Проехать нельзя. Пойдем пешком под наблюдением пасущихся на склоне коров. Дорога к водопаду начинается рядом с мечетью, стоящей на дороге через Терскол (она там одна). Нужно свернуть на грунтовку, которая уходит вверх.

Дорога оказалась весьма интересной: начало тропы было положено среди густых сосен и разнотравья. По мере продвижения была замечена земляника, растущая на склонах обочины. Земляника отняла час времени на сборы и употребление.

По дороге вверх встречались иностранцы, которых оказалось подавляющее большинство. По-русски практически ни с кем поговорить не удалось — а было нужно уточнять, правильно ли мы идем.

Леса сменились альпийскими лугами, открылся вид на Терскол, долину реки Баксан и заснеженные склоны Чегета. Было запланировано его покорение в ближайшее время.

Периодически нас обгоняли загорелые до копченого состояния группы туристов с рюкзаками, которые исчезали за поворотами. Было любопытно выяснить куда они могли свернуть с дороги.

Через пару километров движения вверх увидели интересное геологическое изваяние под названием «Симфония камней». Вулканическая магма кристаллизовалась в изогнутые шестигранные столбы, нависающие козырьком на тропой.

После очередного поворота показался водопад. Вода в водопаде очень холодная, и ее можно пить. Речка, формирующая водопад, начинается выше, вытекая из-под тающего ледника. Ледниковая вода оказалась не очень вкусной, но мы немного набрали с собой: назад идти несколько километров и мучает жажда. Запасы воды, взятые с собой, уже истощились.

Перед водопадом тропинка уходит направо и резко вверх. Она ведет к астрономической обсерватории Академии Наук Украины. Нас заранее предупредили, что посетителей там не особо жалуют, и мы решили отказаться от посещения звездочетов.

Солнце становится ниже и пора возвращаться назад. В тот день мы прошли около 15 километров по горной тропе.

Довольные и уставшие, вернувшись в Терскол, набрасываемся на хычины, заранее заказанные у хозяйки нашего отеля. Кстати, отель называется «7 регион». Рекомендую!

Легкие уже привыкли в разреженному воздуху и одышки больше нет. Глубокий сон восстанавливает силы. Из окна раскрывается красивый вид на залитое солнцем ущелье. Напротив нашей гостиницы в загоне замечаем резвящихся лошадей. Внизу объявление: конные прогулки и номер телефона. Звоним, трубку снимает, как оказалось в будущем, приятный и добрый человек по имени Залим. Он владелец лошадей и устраивает конные прогулки по ущельям и горам. Договариваемся на прямо сейчас — ведь у нас мало времени, решения нужно принимать очень быстро. Едем в ущелье Терскол, хотя есть варианты сходить на «Девичьи косы» и много куда еще. Но там мы уже были.

Мне конь попался резвый, норовил убежать вперед. Пришлось уткнуть его в зад впереди идущей лошади и немного расслабиться, сделать снимки ущелья. Красота завораживает. Где-то вдали тренируются армейские подразделения. Дует прохладный ветер, сбивая падающие жаркие лучи летнего солнца.

Нас сопровождал мелкий и резвый собакен по кличке Кукла. Его (ее) функция заключается в расчищении пути перед лошадьми: собакен разгоняет стоящих на дороге коров и другую живность. Гуляем по ущелью, на пару часов отпустили лошадей побродить самостоятельно. Островки цветов и сочной травы скрывают под собой ручьи с прозрачной водой. Рискнув попробовать, я оценил ее вкус и утолил жажду. Вода питьевая и чистая. Бурная речка, текущая вдоль левого склона ущелья мутная, но очень живописная. Незаметно возвращаемся к лошадям. Залим сказал, что клиентов у него больше на сегодня нет и можно поиграть с лошадьми сколько мы захотим. До заката наслаждаемся ездой на лошадях, бродим по загону и прилегающим лугам.

На следующий день надо покорить Чегет. Едем на машине несколько километров, паркуемся возле канатки. На Чегете тоже две очереди, но обе без кабинок. В этот день было прохладно, зато наглядно видно как приходит весна в Приэльбрусье. Внизу все деревья уже включили летний режим, по мере продвижения наверх весна идет в обратном направлении.

Чегет и окружающие его пики тонут в облаках. Издалека это выглядит очень красиво, но когда облако накрывает тебя становится некомфортно. Дует сильный ветер и начинает идти снег. Принимается решение спускаться вниз, так как становится слишком холодно и сыро.

К счастью никто не заболел, хотя на обратном пути ветер пронизывал насквозь. Внизу было ощутимо теплее, и, согревшись, мы решили заехать на Поляну Нарзанов, чтобы прикупить теплых шерстяных носков и балкарских сладостей в дорогу и на сувениры.

Оставшееся время было посвящено прогулке по Терсколу. Небогатый с виду город серьезно изменился в лучшую сторону за последние годы. Но осталось еще много ветхого, но интересного жилья.

Сладости разгоняют аппетит, заезжаем в любимый «Рахат». Котлета «Эльбрус» — жирная, мясная и очень сытная не восстанавливает бодрость, а кумарит и расслабляет окончательно. Я чуть было не совершил ошибку, заказав две котлеты. Оказалось, что одну пришлось делить на двоих, чтобы хоть как-то ее осилить. Цена вопроса — 400 рублей за ужин на двоих.

Это был наш последний день в Приэльбрусье. Хорошо прожарившись под горным солнцем, промерзнув до костей, заказали питательный завтрак на утро и свалились спать. Плотный график прошедших как миг дней уплотнился в памяти как длинное путешествие. Но впереди Грузия и Армения. В 8-30 утра мы покинули гостеприимное ущелье и по дороге, петляющей вдоль распадка Баксана, выехали на равнину. Наш путь лежал на Верхний Ларс, направо, вдоль кавказских гор, к пограничому пункту на границе с Грузией.

На спуске с подножия Эльбруса радует расход топлива:

Запас мощности у двигателя 1,8 для этой машины достаточен. На серпантинах при движении вверх средний расход почти не выходит за рамки 7-ми литров на сотню. Коробка ДСГ приятно радует невидимым переключением передач при движении вверх, а вниз машина сама удерживает пониженную передачу, не нужно переходить в ручной режим или греть тормозные диски. Несколько раз видел стоящие на обочине автомобили и дымящиеся колодки после длительного спуска. Нравится динамика машины на серпантине. Коротких прямых участков достаточно для обгона.

Дорога на Верхний Ларс почти идеальна, ограничение в 90 км/ч выглядит как издевательство. Камер не вижу, можно поддать газу. Потом замечаю мерседес с местными номерами, цепляюсь за него, следую за ним с его скоростью.

После Владикавказа, где машину до отвала накормили ее любимым 98-м, начинается Военно-Грузинская дорога. Это живописнейшая трасса, которая до Верхнего Ларса представляет из себя хороший автобан. Если бы не населенные пункты и гаишники, я бы втопил все 150. Красоты, которые изменяются до неузнаваемости после каждого поворота, сильно отвлекают от дороги.

Сбрасываю скорость до 70-80 и медленно плетусь, наслаждаясь видами Кавказских гор. Незаметно Шкода оказалась на границе. Очереди в середине дня не было, перед нами стояла всего пара машин. Никаких пошлин и прочей бюрократии. Мы прошли беглый осмотр, ответили на пару вопросов таможенников «куда-зачем». Приятная улыбка женщины в форме, пожелание удачи, печать в паспорт — и мы одной ногой уже в Грузии.

Не терпится увидеть хваленую грузинскую таможню.

Таможенник спросил, куда направляемся, получил исчерпывающий ответ и поставил печать в паспорт. Мы в Грузии! Все формальности пролетели очень быстро, однако пассажирам пришлось проходить через отдельный терминал.

Останавливаюсь на парковке сразу после прохождения таможни. Подхожу к человеку в форме, спрашиваю где туалет: передний клапан готов был сорваться в любой момент. И тут же он меня просит перепарковаться и указывает место для этого. Делаю как он просит. После возвращения из сортира подбегает второй, как выяснилось полиционер, и требует права. Я нарушил правило — припарковался на встречке. Ну началось, подумал я. Сначала просят одно, потом за это же хотят наказать. Включаю все обаяние и приветливость, права возвращают.

Вторым сюрпризом Грузии оказалось отсутствие участка дороги через пару километров после таможни. Кое-как просочившись через этот участок попадаем на приличную дорогу, радующую асфальтом мелкой фактуры. Не тихая Октавия едет почти бесшумно.

Экскурсия по Приэльбрусью и дорога до Грузии

Время в пути до Эльбруса из Москвы: 2 полных дня
Время в пути от Терскола до Верхнего Ларса: 5,5 часов
Экскурсия по Приэльбрусью: 1 полный день

Места:
1. Терскол
2. водопад «Девичьи Косы»
3. Ущелье Терскол

Взять с собой:
1. Удобные кроссовки.
2. Крем от загара максимальной степени защиты. Обязательно намазать все открытые части тела, включая лицо.
3. Головной убор.
4. Солнечные очки с максимальной степенью затемнения.

Эльбрус
Грузия и Армения
Армения: Севан и Дилижан
Армения: Гарни и Гегард
Армения: Ереван
Армения: Арагац (Бюракан)
Дорога на Карабах, Хор Вирап, Нораванк, Арени, Татев
Нагорный Карабах
Нагорный Карабах, Амарас, Гандзасар, Тох, Зонтики